26 мая 2017 года в Научной библиотеке СКФУ состоялась презентация научно-практического издания Ставропольского отделения НОКО «Этикет в культуре общения с людьми с ОВЗ».





В соответствии с призывом Международного союза организаций инвалидов (International Disability Caucus – IDC) «Ничего о нас без нашего участия», одним из соавторов издания стала Дарья Шевцова – студентка пятого курса направления подготовки «Культурология». Практическая часть создавалась Дарьей на основе пережитого ею повседневного опыта. Она выступила в качестве художника, создав более 50 иллюстраций этикетных ситуаций.

Реализовать задуманное Дарье помогали её педагоги: кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и искусств Гуманитарного института СКФУ Жанна Гречкина, специалист с многолетним опытом библиотечно-информационного обслуживания инвалидов по зрению; доктор исторических наук, профессор, завкафедрой культурологии и искусств Гуманитарного института СКФУ, член Президиума Научно-образовательного культурологического общества (НОКО), член Научной коллегии НОКО Виктория Василенко. Издание подготовлено на базе Учебно-методической лаборатории «Образовательные аспекты регионального культуроведения». Это первая попытка создания комплексного научно-практического издания в РФ.

В презентации издания приняли участие: заместитель председателя Ставропольского отделения Всероссийского общества глухих Лилия Иванович и соратники, представители Ставропольского филиала Научно-образовательно-культурологического общества, член Ставропольского отделения Союза писателей России, поэтесса Алена Рейман, студенты, аспиранты и преподаватели. Мероприятие сопровождалось сурдопереводом, осуществляемым заместителем председателя Ставропольского отделения Всероссийского общества глухих Лилией Иванович.

Открывая встречу, Дарья Шевцова отметила:

– Мы рады представить вам уникальное научно-практическое издание «Этикет в культуре общения с людьми с ОВЗ». Каждый из нас — житель одной большой планеты, все мы разные и в этом наша уникальность! Рядом с нами живут люди, которые отличаются от нас способом передвижения, зрительного и звукового восприятия. Каждый из них имеет свои желания и может стать настоящим другом или родным человеком для любого из нас. Часто мы испытываем сложности при встрече с таким человеком, нам страшно подойти, начать контакт, потому что человек с инвалидностью это что-то необычное, вызывающее новые неизведанные эмоции. Мы часто боимся начать контакт, потому что не знаем, как это сделать правильно, чтобы создать комфортную атмосферу общения. Наша книга — это помощник, своего рода гид в таких ситуациях. Ведь встречая иностранца и не зная его языка, мы испытываем затруднения, потому что его мир нам незнаком, он не хуже, не лучше, его просто нужно узнать, и тогда общение будет свободным и простым. Авторами книги являются люди, для которых культура стала частью жизни.

Дарья вспомнила, как создавалась эта книга:

– Тема взаимоотношения общества и людей с инвалидностью для меня особенно важна. Мне всегда очень хотелось рассказать обществу, что привычные стереотипные представления об этих людях давно пора сломать. Эта книга — не просто набор слов и букв, это опыт и практика жизни. Каждая ее строка — это жизненная ситуация, с которой часто сталкиваются люди с ОВЗ. Главное, что делает эту книгу ценной, — она правдива. Пять лет назад я поступила учиться в СКФУ на кафедру культурологии и искусств. Этому поступку предшествовало множество страхов, сомнений в себе, в том, с чем мне придется столкнуться. Но мечты и желания были сильнее. Я понимала, что попав в общество, где человек с инвалидностью — не такое частое явление, мне придется столкнуться с новым этапом, когда тебе не нужно что-то доказывать, а просто нужно максимально постараться быть собой… Рождение этой книги — заслуга людей, которые стали моими преподавателями. Нечасто в наше время можно встреть настоящих интеллигентов. Они, как говорил А. Чехов, «уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Если они имеют в себе талант, то уважают его». Именно с такими людьми я встретилась на своей кафедре и очень бы хотела сказать им огромное спасибо! Каждый преподаватель обладает чем-то особенным, чему хочется научиться. Хотелось бы выразить особенную благодарность зав. кафедры культурологии профессору Василенко — человеку с большой душой. Это настоящий профессионал своего дела. Для меня это образец преподавателя, начиная от чувства стиля и заканчивая умением найти подход к каждому студенту. Ее вклад в создание книги неоценим. Наверное, если бы в далеком 2015 году, когда я подавала заявку на участие в конкурсе «Моя инициатива в образовании» с проектом «Этический кодекс общения с людьми с ОВЗ», я не встретила поддержку и живое участие в развитии этой идеи, сегодня не было бы этого праздничного события. Хотелось бы выразить огромную благодарность всему преподавательскому составу кафедры, настоящим специалистам своего дела! Отдельное спасибо Жанне Васильевне Гречкиной — это очень отзывчивый человек, который всегда учувствует в жизни студентов и достойно заслуживает их уважение и любовь. Книга создавалась на основе интервью и анкетирования лиц с ОВЗ. Для большей наглядности были созданы иллюстрации, которые отражают жизненные ситуации. Мне очень хочется, чтобы эта книга стала для вас ключом, которой откроет дверь в мир человеческого многообразия, и этого многообразия не нужно бояться, просто надо понимать: пока мы рядом — мы можем многое! Этикет в культуре общения с людьми с ОВЗ станет достойным вкладом в развитие инклюзивной культуры!

В программе вечера прозвучали лирические произведения Алены Рейман «Чернила удачи», «Дорожите счастьем, дорожите». Состоялась викторина, победители которой получили в подарок издание.

Авторы выражают надежду, что представленное издание окажется полезным, будет способствовать регулированию отношений между участниками процесса общения на основе приверженности национальным и общечеловеческим ценностям. Данный коллективный труд поможет в решении комплекса задач воспитания и обучения:

  1. преодоление стереотипов и формирование стабильных морально-этических основ взаимодействия между людьми с ОВЗ и теми, кто не имеет ограничений в здоровье;
  2. развитие возможностей в формировании единой корпоративной культуры общения в университете;
  3. закрепление ключевых ценностей, принципов педагогической этики, правил и норм поведения участников педагогического процесса в университете;
  4. устранение морально-этических причин и условий, порождающих ущемление принципов равенства и социальной справедливости в общении;
  5. формирование гражданской позиции по отношению к инклюзивному образованию;
  6. укрепление в вузе благоприятного психологического климата, атмосферы взаимного доверия и уважения;
  7. поддержание морального самоконтроля всеми участниками коммуникации в системе образовательного процесса.